По материалам сайта Pedsovet.su
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. | |
Главные особенности уроков развивающего контроляУроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
Структура урока развивающего контроля
Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.
I урок
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.
У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.
На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.
Приемы для этапа мотивации:
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.
2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)
На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.
После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.
В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.
Приемы для этапа актуализации:
II урок
Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.
3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)
Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
Приемы для этапа локализации:
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)
На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).
После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.
Работать удобнее по следующему плану:
Приемы для этапа построения проекта:
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)
Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.
Приемы для этапа реализации проекта:
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
Прием для этапа обобщения:
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)
Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.
Приемы для этапа самостоятельной работы:
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)
Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.
Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.
Приемы для этапа повторения:
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)
Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).
Приемы для этапа рефлексии:
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.
|
среда, 19 октября 2016 г.
Урок развивающего контроля
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий